Рекламная кампания для химчистки
20 ноября, 2017
Озоновый шкаф НебО3
28 ноября, 2017

Франшиза химчистки

блог прищепка

Франшиза химчистки как способ построить свой бизнес по действующей модели — звучит неплохо. Неплохо бы взглянуть на ситуацию с франшизами в России. Франшизный бум не обошёл стороной и отрасль химчисток и прачечных.

Франшиза химчистки

Франшиза — отличный способ масштабировать бизнес, позволяющий собственнику бизнеса продавать свой опыт, упакованный в франшизное предложение. Покупатели франшизы рассматривают такой вариант, как инвестиции — собственник уже проработал все вопросы, показал все на бумаге и предоставил информацию для тиражирования бизнеса.

Рынок франшиз представлен десятками успешных и сотнями среднеуспешных брендов. Есть и такие франшизы, которых бы лучше не было.

Франшизный бизнес хорошо работает в сфере общественного питания: вывеска, оформление зала, концепция предприятия, меню, в ряде случаев поставка продуктов, которые невозможно найти на рынке нового предприятия, финансовые модели, бизнес-планы. Все предельно просто — готовим «макароны по-флотски»: в кастрюле отварили макароны, в сковороде сделали мясной соус, смешали и подали в стильной посуде «а-ля тарелки дальневосточных рыбаков». Себестоимость порции 13 рублей.

Тарелку приносит официант в тельняшке и подаёт гостю, которые находится в «кают-компании сторожевого катера» и платит за порцию 250 рублей. Дальше — напитки, жевательные резинки, десерты и все то, на чем предприятие зарабатывает.

Каждое предприятие со своей изюминкой или без нее. Работы хватит всем. Не хочешь тельняшки — одевай официантов в другие костюмы, выбирай другую франшизу. С химчисткой этот номер не пройдёт.

Работа химчистки по франшизе

Когда речь идёт о франшизе в общепите, то франчайзинговый пакет содержит в себе бренд бук, мерчандайзинг-бук; бизнес-бук, инструментарий, технологические карты приготовления и подачи блюд, требования и правила, стандарты обслуживания и многое другое.

как выглядит франчайзинговый пакет

Кадры из сериала «Бесстыжие». Если вам предлагают франшизу чего либо без такой вот книги по толщине или суммарный объем материалов, которые вы получите от франчайзера, меньше этой книги — бегите с таких переговоров. Прогорите и потратите свои деньги впустую.

Франчайзинговый пакет создан для того, чтобы франчайзи был в состоянии поддерживать репутацию марки, давая клиентам качественный продукт. Франчайзер заинтересован в том, чтобы клиенты выбирали именно его продукт.

Франчайзи в свою очередь делает так, чтобы клиенты были довольны и чтобы не было претензий со стороны владельца франшизы — франчайзера.

На примере Макдоналдс

Кто-то купил франшизу Макдоналдс (хотя в России её не продают, но у нас же пример) и должен строго следовать всему, что написано во франчайзинговом пакете — нельзя положить на пол плитку красного цвета, а вместо экранов в зоне выдачи повесить телевизор «Рубин». Нельзя в меню включить собственный фирменный шницель, который франчайзи считает своим коронным блюдом, нельзя класть в бигмак петрушку или щавель, потому что так вкуснее. Любое отступление от требований франчайзера вызовет отзыв франшизы — расторжение договора, штрафы и прочее.

Франчайзер прописывает условия и стандарты — требования к сырью и полуфабрикатам, обеспечивает собственными продуктами и описывает как готовить из этих продуктов, сколько можно хранить полуфабрикаты и при каких условиях.

Так можно гарантировать качество продукта. В случае с химчисткой этот номер не пройдёт.

Проблемы франшизы химчистки

Предположим, франчайзер обеспечил за разумные деньги качественными препаратами для работы — пятновыводка, усилители, зачистка, основные моющие средства. Но и вещами тогда должен обеспечивать тоже франчайзер. Чтобы гарантировать качество обработки нужно выдержать все параметры — оборудование, препараты и сами изделия. Все это должно быть стандартизировано, но тут получается прокол — одежду в химчистку несут самую разную.

Любая химчистка комбинирует десятки препаратов от различных поставщиков. Нет в России такой химчистки, которая бы работала на препаратах одного производителя — это утопия.

Химчистка — это прежде всего организация производства. Важно выстроить технологические циклы так, чтобы добиться максимальной независимости от вводных параметров.

Я закончил Московский Государственный Университет Пищевых производств, и на предмете «Технология и оборудование пищевых предприятий» уяснил для себя этот момент: важно создавать системы, не реагирующие на переменные вводные факторы, обеспечивая на выходе стабильный уровень качества и соответствие стандартам, предъявляемым к продукции

Например. Ключевая задача одного из руководителей химчистки, читающего мой блог — создание поточной линии стирки и аквачистки курток. В этой работе Владимир стремится создать программы стирки и технологические карты так, чтобы они не были никоим образом привязаны к каким-либо дополнительным навыкам операторов.

Четкая, эффективная и понятная последовательность действий с использованием профессиональных препаратов, простых операций и доступного оборудования.

Технологические карты химчистки

К огромному сожалению, руководители 85% химчисток не понимают, что такое технологические карты химчистки. Кто-то под этим понимает программы машины химчистки — на каких режимах обрабатывается изделие, но это не так. Технологическая карта — это последовательность всех действий, начиная от приемки и до упаковки. И технологическая карта должна быть на каждое изделие, которое есть в прейскуранте.

Но нет этих технологических карт в химчистках. Печально, но факт. Операторы работают по наитию, пятновыводчики руководствуются личным опытом и рекомендациями производителей. В аквачистке и химчистке забиты программы, на которые всем плевать — какие там параметры, какие там режимы. Этого не знает никто кроме продавцов химии. которым выгодно продавать побольше своих продуктов.

Нет технологической карты на каждое изделие — нет франшизы.

Маркетинговый пакет франшизы химчистки

Не менее важной является имиджевая составляющая франшизы — речь идёт о сервисе, качестве предоставляемой услуги и мотивации персонала оказывать клиентам химчистки сервис.

На примере общепита. Какую франшизу купить — бургерной «говяжьи лепешки» или «Бургер кинга»? Реклама «Бургер кинга» крутится по радио, на ТВ, в интернете. Бургер кинг тратит огромные деньги на рекламу, чтобы клиенты шли в принципе в «бургер кинг» — не важно в какой, но в «бургер кинг». Много гостей приходит в «Говяжьи лепешки», которые рекламируют себя с помощью растяжки или рекламного щита, установленного на задворках? Сколько вообще гостей посещает «Говяжьи лепешки»? Вам точно нужна такая франшиза?

Вкладывать деньги надо в те франшизы, которые на слуху. Усилия франчайзера будут работать на вас.

Кадровый вопрос франшизы химчистки

Имиджевая составляющая химчистки — профессионализм каждого сотрудника, умение доносить ценность предоставляемой услуги, искренняя заинтересованность всей команды в развитии предприятия.

Однажды мне предложили оценить качество франшизного пакета. Я ознакомился с информацией и позвонил в один из приёмных пунктов франчайзера. На звонок ответили со второго раза и 9 гудка, коротко и по-военному сказали «Да!». Я попросил заехать за моими вещами ко мне домой, т. к. некогда ехать в химчистку. На это мне ответили чуть ли не: «А шнурки не погладить?!»

Я задал несколько вопросов об экологичности химчистки, т. к. в маркетинговом пакете была информация о том, что в химчистке @#@#$$ применяется экологически чистая технология химчистки. И ответов я не получил. Мне сказали, чтобы я не тратил время и не задавал глупых вопросов.

В 95% случаев именно такой имидж предлагается тиражировать по франшизе. Лень, хамство, незнание материала и нежелание вникнуть в проблемы клиента.

Когда стандарты работы с клиентами из бренд бука и работа с клиентами отличаются — это не франшиза. 

Хуже такого искреннего отсутствии имиджа может быть только фальшивое дружелюбие и «скриптовая доброжелательность». Когда с тобой вроде бы разговаривает человек, но говорит он как робот. Потому что он заучил правила и алгоритмы, и как только проблема выходит за рамки «скрипта администратора химчистки», вы сталкиваетесь с полным непониманием ситуации, зачастую хамством и абсурдом. В лучшем случае вас отправят писать заявление директору. Да, мера эффективная и правильная, но в современном мире выживают те, кто решает вопросы, а не разводит бюрократию.

Я видел хорошие скрипты для персонала химчистки, но этому стоит посвятить отдельную публикацию.

Финансовая сторона франшизы химчистки

Очень деликатный и очень важный момент, который упускают из виду многие, не только химчистки.

В одном из франшизном пакете, который я анализировал, не было ни одной строчки о деньгах. Сколько будет приносить химчистка, какие затраты на работу химчистки и развитие проекта — ничего. Просто красивые картинки и визуализации приемных пунктов.

Тот, кто покупает франшизу должен понимать — где здесь деньги? Франшиза без бизнес-плана (и не такого, где говорят о том, что химчистка окупится через год, а через два у тебя будет чистая прибыть в миллион в месяц, а реального бизнес плана) это не франшиза — это просто веселые картинки.

Судите сами, если франшизу продаёт владелец действующей химчистки, то он обязан знать, где и как заработать на химчистке. Реальный владелец химчистки рассмеется, услышав про год окупаемости. А кто-то из владельцев грустно задумается.

Франшиза химчистки должна обеспечивать франчайзи исчерпывающей информацией по финансам и операционным затратам. Грош цена франшизе без внятной финансовой модели, в которой вы сможете оперативно в два клика понять и отрегулировать основные показатели вашего бизнеса.

Если в франшизном предложении нет операционных форм отчета и отсутствуют такие «непонятные буквы» как CPC, LTV, ROI, CPO, CPS, CPA — это не франшиза, а коробка от франшизы. Такая франшиза не даст вам ничего, кроме головной боли.

Химчистка по франшизе

Вместо реальных франшизных предложений по организации бизнеса по франшизе чаще всего встречаются именно пустышки. Берут за основу франшизу «кофе с собой», «покраска пластидипом автомобилей», «клиника омолаживающей медицины» и т. п. и впихивают в этот шаблон химчистку.

Делают это чаще всего неумелые упаковщики франшиз — люди, которые никогда не работали в реальном бизнесе и не понимают ничего из того, что происходит в производственных цехах химчистки.

Не выходит! Так не пойдёт! Нужна другая модель франшизы для химчистки. Сделать её могут только те, кто смотрит на химчистку с разных углов — производство, маркетинг, бизнес.

Купить франшизу химчистки

Если всё описанное выше не остужает желания купить франшизу химчистки и обзавестись собственной химчисткой, примите к сведению совет:

  • Откройте для начала приёмный пункт химчистки, в которой вы сами чистите свои вещи.

Нравится вам, как гладят сорочки в этой химчистке, или вы замечаете качество вещей, выходящих из химчистки — попробуйте поработать вместе с этой химчисткой.

Поговорите с руководителем или владельцем химчистки о возможности сотрудничества. Объясните перспективу открытия собственного предприятия под маркой этой химчистки — может у вас есть помещение в собственности, где можно сделать цех, а химчистка сидит в арендованном помещении и вы могли бы друг другу быть полезными. Предложите варианты партнерства — инвестировать в химчистку с вхождением в состав учредителей.

Так вы сможете узнать, готова ли эта химчистка к работе с вами — какие-то вещи придётся делать совместно. Возможно, придётся потратить время на стандарты работы, способы общения с клиентами.

Пока химчистка будет закрывать ваши тылы, оказывая услуги по чистке, вы сможете сконцентрироваться на маркетинге и рекламе и заниматься привлечением клиентов.

Такой симбиоз может стать хорошим началом для создания рабочей франшизы.

Обращайтесь в редакцию блога «Прищепка», если вы ищете варианты сотрудничества с действующей химчисткой. Есть руководители химчисток, готовые рассмотреть различные варианты взаимодействия — от открытия приёмных пунктов, до продажи действующих предприятий.

Александр
Александр
Самый востребованный автор блога "Прищепка". Пишет остро, хлёстко и беспощадно. Отлично разбирается не только в вопросах техники и оборудования, но и в том, как сделать химчистку прибыльной.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *