Интервью с директором прачечной в необычном формате. Мы возвращались из одной совместной командировки и решили записать интервью с директором прачечной. Вышло очень интересно.
На обратной дороге из командировки, где мы проводили аудит прачечной, мы решили провести такое необычное интервью. Скоротать время в дороге и поговорить о прачечном бизнесе.
Мы взяли интервью у директора прачечной, прошедшей путь от «постирочной» до сети прачечных, стирающих суммарно более 150 тонн в месяц. Мы досконально расспросили о прачечной, поговорили начистоту о реалиях в прачечном бизнесе. Вопросы помогли подобрать интересующиеся открыть прачечную предприниматели, которые регулярно задают примерно одинаковые вопросы. Поэтому мы решили дать возможность раз и навсегда получить ответы на самые распространенные вопросы.
Приготовьтесь ознакомиться с очень интересным мнением в ряде вопросов. Получилось интересное интервью, где мы говорили максимально начистоту о том, что происходит в прачечной бизнесе в России.
Сегодня наш собеседник — Олег Скомаровский, руководитель прачечной «Первая прачечная».
Для тех, кто хочет почитать — текстовая версия интервью. Выкладываем постепенно. Слишком много информации. Следите за обновлениями — рано или поздно мы выложим всё интервью в тексте.
Да, хорошо. У нас на данный момент три производства — прачечные и одно производство химчистки и около 10 приемных пунктов.
Начали в январе 2010 года. На сегодняшний день мы работаем 12 с половиной лет.
— С чего начинали? Это было какое-то сразу оптимально созданное предприятие, или у вас тоже был какой-то стихийный рост? Или не стихийный рост? Как это было устроено?
— В 2010 году это была прачечная, которая обслуживала интересы учредителей. Это фитнес-клуб «Зебра», на тот момент «СССР» и стадион «Арена Химки». То есть эти два хозяйствующих субъекта решили, что и там, и там нужна прачечная. Было помещение и был я, который неприкаянно искал себе работу. Вернее, я работал с одним из учредителей, но собирался менять сферу деятельности.
Поступило предложение — «Вот, надо открыть эту прачечную». Ну, типа, будем стирать нас, а дальше если что-то будет получаться, то ещё и клиентов «с улицы» брать.
На самом деле, минимальные — мы поставили две одиннадцати килограммовые машины IMESA, две сушки на 14 на 23 килограмма и маленький каточек. Метр шестьдесят пять, кажется — 165см и гладильная мульда у него, что-то, тоже, какая-то смешная была — 33 см. То есть, буквально, самый начального уровня каток гладильным.
— То, о чём сейчас многие спрашивают при открытии прачечной. Можно ли начать прачечный с минимальных, каких-то, машин по 10-15 кг и с каким-то минимальным катком?
— Ну, начать можно… Только на бизнес это будет мало похоже. Потому что с таким объемом вряд ли получится что-то заработать. Единственное, это может стать стартом в развитии.
Но этот старт должен быть резким. Потому что мы, буквально, через два месяца купили еще одну стиральную машину на 23 кг и в течение каждых нескольких последующих месяцев мы докупали по единице оборудования.
Благо на тот момент у «Авангарда», все было в наличии, на складе стояло. Мы звонили нашему менеджеру. Она нам все отгружала в течение недели. Мы закидывали денег, они фрахтовали ГАЗельку. ГАЗелька привозила нам стиральную машину. Мы, причем, когда проектировали прачечную, уже тогда на это и рассчитывали. Я проектировал производство сразу с полной расстановкой оборудования.
Но идея была в том, что бы не инвестировать сразу много денег — мы инвестируем минимальный объем денежных средств в покупку минимального комплекта оборудования. И с поиска новых клиентов, с увеличением объемов мы развиваемся. Мы подходим к какому-то определенному пиковому значению. Мы всегда работали, кстати, в две смены.
Да, с самого первого дня. Но единственное, может быть, когда совсем не былом белья, мы ночную смену не открывали, но идея была что мы всегда работаем сутки.
Когда у нас появилось белье на загрузку дневной смены и она уже не успевала стирать — в этот момент появлялась ночная смена. и в этот момент мы не покупали дополнительную единицу оборудования, а в этот момент мы открывали вторую смену.
Для молодых предпринимателей это важный подход, я считаю. Потому что увеличивая количество стиральных машин, ты увеличиваешь инвестиции в основные средства. И, соответственно, срок окупаемости проекта тоже увеличивается.
Не покупая дополнительные стиральные машины, открывая вторую ночную смену ты, по сути, не инвестируешь ничего. Только переменные издержки — на коммуналку, персонал и моющие средства. Увеличиваешь в два раза производительность своего производства.
— Оборудование создано для того чтобы его использовать и эксплуатировать.
Если эксплуатация правильная, бережная и сотрудники обучены. И не закрывают люк задницей или ногой. Загружают по нормам, не перегружают машину, а сервисные инженеры вовремя обслуживают: во время продувают частотники, меняют вовремя амортизаторы чтобы люки не разбивало и ступицы, то, в принципе, срок эксплуатации не меняется.
Условно говоря, у тебя есть ресурс — 10000 часов на стиральной машине. Просто эти 10000 часов истекут быстрее за счет того что ты вырабатываешь ресурс быстрее.
Машина изнашивается, естественно, быстрее, но не за счет преждевременного износа, а за счет, просто, более интенсивной эксплуатации. В целом, из моего опыта, при опять же, правильной эксплуатации, при правильном и вовремя обслуживании узлов машины — стиральной, сушильной, гладильной — на работоспособность не влияет.
Но если прачка работает 24 часа в сутки — где найти время на сервисное обслуживание? На ремонт?
Машину же нужно вывести из работы на какое-то время — даже на те же самые 2 часа. Как вы потом эти 2 часа нагоняете?
Так это и работает. 0борудование должно всегда дублировать друг друга.
Если у тебя, например, одна сушильная машина, то это значит, что твой бизнес, мягко скажем, нестабилен. Потому что эту сушильную машину, действительно, нужно останавливать чтобы обслуживать, отремонтировать.
Эта сушильная машина ломается — и в этот момент у тебя проседает, полностью останавливается на сто процентов, все производство. Поэтому, нужно, минимум — дублировать оборудования и, соответственно, по загрузке тоже, с каким-то запасом всегда у тебя должно быть.
Прачечная, по идее, должна работать на 100% загрузке чтобы приносить максимальную прибыль собственнику. Но! Стопроцентная загрузка чревата сбоями со сроками стирки белья. Поэтому всегда какая-то есть дельта — от 70 до 100 процентов загрузки в пик сезона.
И, опять же, оборудование должно быть продублировано. Остановка и обслуживание каждой единицы поочередно на протяжении двух-трёх дней чтобы обслужить — не должна сбивать ритмичность всех циклов и это нужно также закладывать в своей мощности.
Когда ты проектируешь прачечную и рассчитываешь, сколько ты можешь белья взять на стирку, когда заключаешь контракт с клиентами — ты фрахтуешь, так скажем, под них мощности своего производства.
Ты должен всегда понимать, что на пик выходить нельзя. Всегда нужно оставлять какие-то резервы своей мощности чтобы, во-первых, была возможность обслужить оборудование. А во-вторых, этот пик, он может поступить по независящим от тебя причинам.
Ты рассчитываешь, что этот клиент будет сдавать тебе 2 тонны белья. У него, в какой-то момент, происходит стопроцентная загрузка, а иногда еще там подселяют дополнительные какие-то дополнительные кровати.
И получается, что вместо двух тонн белья он тебе начинает сдавать три тонны белья в сутки. Что, естественно, то на что ты не мог рассчитывать при заключении договора, но при этом это происходит регулярно и систематически.
— То есть, планировать парк оборудования «под крышечку», что называется, не стоит?
— Это смерти подобно. С таким планированием ты рискуешь в какой-то момент потерять всю клиентскую базу.
Потому что в какой-то момент ты перестаешь справляться, в какой-то момент у тебя что-то ломается.
Обычно это происходит одновременно — когда происходит увеличение загрузки у клиентов, то есть, они тебе сдают какой-то пиковый объём белья, в этот момент оборудование не выдерживает. То, что работало на износ — ломается и ты остаёшься с двойной больной задницей.
— С чем ты это связываешь? То есть, с тем что это какой-то закон подлости или это какая-то ожидаемая история?
— Ну, закон подлости — это в наших, в русских традициях, да. Описывать всё невезением. Всегда хочется, чтобы тебе по жизни везло.
Но это всё ожидаемо, на самом деле. Отсутствие зазора в эксплуатации — нагрузка на оборудование 100% вне пикового сезона приводит к тому, что в пиковый сезон при 120% загрузке, оборудование, работающее на износ и так — при максимальной загрузке не будет выдерживать.
А когда происходит максимальная загрузка что происходит? В стиральную машину начинают пытаться засунуть не 20 килограмм белья при нормативе 23, а 25 кг при нормативе 23. Понимаешь? И всё!
Все заинтересованы в том, чтобы максимально быстро обработать белье и здесь происходит нарушение всех регламентных процессов на производстве. Начинают пропускать циклы чтобы побыстрее отстиралось, прополоскалось. Короче, повышенный износ идёт.
И всё — это закономерность, а не закон подлости. Это закономерное следствие того, что эксплуатировалось и проектировалась неправильно.
— Говоря клиентской базе. На чём сейчас вы специализированы? Можешь ли ты сказать что вы какая-то специализированная прачечная для гостиниц или вы на медицину больше ориентированы? Расскажи про своих клиентов.