Вопрос «левака» и чистки своих собственных вещей сотрудниками химчистки во время кризиса стоит очень остро. Давайте поразмышляем о том, что делать с воровством в химчистке.
Прежде всего, о терминах. Кто-то скажет: «Какое же это воровство? Так, злоупотребление…»
А это именно воровство. Нечистые на руку сотрудники воруют у собственника бизнеса, втихую раздувая затраты предприятия. По мнению одного из руководителей химчистки «Не так страшен «левак», как то, что этот «левак» не учитывается никак. Я свою себестоимость и бизнес-модель строил по одним данным, закладывал туда некие риски, но выйти в реальные цифры я так и не мог на протяжении года. Я не знал и не понимал, сколько тратится «мимо кассы». Поэтому с коллективом была проведена соответствующая работа.»
И в этом вся суть «конфликта» владельца химчистки и сотрудников, которые занимаются теневым бизнесом. Некоторые руководители, зная о том, что сотрудники «левачат», закрывают на это глаза, т.к. четко знают масштаб этого потока. Такая игра.
Как же происходит воровство в химчистке?
«Я же тут работаю. Значит, право имею». Персонал химчистки бесплатно чистит свои вещи, добавляя их в партию с клиентскими заказами.
Это самый «безобидный» случай воровства в химчистке. Предприятие при таком раскладе не несет прямых расходов. Однако, это может стать первым шагом на пути к открытию «мини приемного пункта», в который будут сдавать вещи родственники, друзья и знакомые ваших сотрудников.
Проблема заключается в том, что изделия не учитываются. Нет понимания того, сколько реально тратится моющих средств, электричества и остальных материалов и средств, составляющих себестоимость изделия.
Показатели рентабельности и выручки начинают «плавать» и расходиться с бизнес-планом или финансовой моделью.
Лечение 1.
Разговор с сотрудниками о том, что вы, к примеру, не против того, чтобы они чистили свои вещи за 10-50 рублей. Т.к. стоимость обработки для сотрудников предприятия, без учета зарплаты работника, аренды и коммунальных платежей составляет как раз количество моющих средств. Не такая уж большая сумма, чтобы портить из-за этого отношения и терять репутацию.
Донесите до сотрудников, что все изделия должны быть промаркированы и внесены в систему учета. В автоматизированных системах учета, например, «Агбис», создаются новые клиенты, для которых устанавливается единая цена, по которой они чистят свои изделия.
Оплату за чистку можно брать сразу, по факту, а можно чистить «в кредит» — вычесть из зарплаты сотрудника часть средств, которые он потратил на чистку. Но это всегда конфликтно. Выглядит, как будто вы своего сотрудника обманули и не доплатили зарплату. Пусть лучше сам оплачивает по мере потребностей в чистке.
Лечение 2.
Льготная/бесплатная чистка изделий сотрудника 1 раз в месяц, весом не более Х килограмм (определяется руководителем). При этом сотруднику надлежит заниматься чисткой своих изделий в режиме «субботника». Без оплаты этого дня.
«Градский, почисть пальто, по-братски!» Сотрудники чистят вещи знакомых или даже организаций (например, приемных пунктов) «мимо кассы».
Этот «подпольный синдикат» часто вытекает из первого случая, если с сотрудниками никто не занимался вопросом ответственности за «левак» для себя.
Известны случаи, когда сотрудники химчистки работали на приемный пункт, в котором работал сват/брат/рандомный родственник.
Выявить такого «цеховика» можно с помощью камер видеонаблюдения – сумку грязного белья сложно пронести незаметно, хотя и это возможно.
Основной контроль осуществляется с помощью системы автоматизированного контроля и учета изделий, я для простоты буду писать «Агбис». Анализируем в «Агбисе» суммы и количество вещей, почищенных сотрудником за месяц по льготной цене, и делаем выводы.
Лечение
«Мы твой недуг в подвиг превратим». Платите бонусы и премии за привлеченных клиентов. Пусть вы заработаете чуть меньше, зато сотрудник замотивирован. Ему хочется искать клиентов, а не просто носиться с тюками вещей.
Вы же работаете с приемными пунктами, которые вам не принадлежат? Вот и пусть такой деятельный сотрудник работает с этими пунктами. Перетащит вам 5-6 пунктов, а вы ему в конце месяца на руки дадите 30-40 тысяч рублей. Поработал и заработал.
«Есть одна схемка. Сейчас покажу». Фиктивный возврат.
Некоторые из тех, кто давно и долго работает в химчистках, практикуют оформление фиктивных возвратов заказа, с присвоением оплаты за этот заказ. Схема простая и эффективная. Правда, в случае с «Агбис» нереализуемая. Поэтому лечение будет простое.
Лечение.
Работа с автоматизированными средствами управления бизнесом. В таких системах приемщица не имеет возможности сделать возврат без того, чтобы отобразить это в системе. Разрыв будет виден сразу – выручка по системе и касса.
Если АСУ нет, то прописать в ДИ приемщицы, что последняя не имеет права возвращать деньги клиентам без разрешения администратора или руководителя химчистки. Каждое разрешение лучше всего оформлять письменно.
«Специальные скидки на чистку без квитанции». Администратор-приемщица не оформляет квитанцию клиенту. Вместо этого клиенту предлагается огромная скидка, которая поступает в карман сотрудника.
Донесите до своих сотрудников, что в случае возникновения конфликтных ситуаций химчистки и клиента, химчистка выплачивает двойную стоимость изделия. И что, ваша ответственность, как предприятия, застрахована в страховой компании, так, что если что-либо случится с клиентской вещью, которая прошла «мимо кассы» все вопросы будут напрямую решаться с клиентом и недобросовестным сотрудником.
Бывает и так, что клиенты оставляют свои сумки с заказами на приеме, и не дожидаются оформления заказа по всем правилам. Сами знаете, сколько занимает эта процедура…
Лечение 1.
Стимулируйте своих клиентов халявой – «Если вам не выдали чек или квитанцию – химчистка вашего заказа за наш счет. Для бесплатной чистки позвоните по телефону + 7 939 123 45 67 (телефон руководителя химчистки)»
Лечение 2.
Установка видеокамер в зоне приема-выдачи изделий и в зоне кассового аппарата или ящика для денег.
Вообще, видеокамеры на приемке – всегда полезная штука. Особенно полезно ставить камеры высокого разрешения. Это позволит увидеть, при наличии, «подводных камней химчистки» — производственных и скрытых дефектов.
Лечение 3. Универсальное народное.
Стенгазета внутри цеха + сарафанное радио. Доводите до своих сотрудников факты раскрытия «синдикатов» и «картелей». Высмеивайте жгучим огнем сатиры подобные случаи на производстве. Людская молва и коллективное воспитание еще никогда не оставляла никого в покое.
Не лишним будет распространить информацию о недобросовестных сотрудниках в профессиональной среде. Есть профильные журналы, блог «Прищепка» — пишите о своих «цеховиках» — народ должен знать своих героев в лицо.
Как видите, основные причины воровства в химчистке – отсутствие контроля и аналитики со стороны руководства. «Кот из дома – мыши в пляс». Постоянное ощущение контроля над ситуацией не позволит сотрудникам химчистки заниматься ненужными делами.
Отличным подспорьем для решения бОльшей части вопросов воровства в химчистки (из тех, что описаны здесь) является внедрение автоматизированных систем управления предприятием. Как правило, такие системы дают очень понятный и прозрачный оперативный отчет. Операционные отчеты позволят увидеть вопиющие случаи и избежать ситуаций с возвратами и «леваком». Сегодня оснастить свое предприятие и все приемные пункты АСУ — не такие уж большие деньги. Впрочем, если вас все устраивает…
Руководитель должен принимать активное участие в развитии и контроле за деятельностью предприятия. Не стоит перекладывать ответственность на замов и технологов – от вас зависит отношение ваших сотрудников к работе, комфортные и здоровые отношения в коллективе, понимание сотрудников, зачем они тут все собрались.
Донесите до сотрудников, что воруют они не у вас лично, а у себя. И что от результата их работы и эффективности их действий зависит, прежде всего, их собственное благополучие.
Есть еще один тип воровства – косвенное воровство. Об этом в следующий раз. Пишите свои комментарии и сообщения в адрес блога о том, как вам удалось решить вопрос с воровством в химчистке.
2 Комментарии
Статья отличная, есть рациональные зерна. Читали вместе с учредителем и сразу же появились мысли… хорошие!!!Ждем вторую часть статьи о косвенном воровстве. С уважением Татьяна.
За те деньги, которые дерут с клиентов, химчистка должна БЕСПЛАТНО чистить одежду не только своим сотрудникам, но и всем пенсионерам и инвалидам, проживающим рядом!
???