Франшизный бум не обошёл стороной и отрасль химчисток и прачечных. Попробую пролить свет на ситуацию с франшизами химчистки.
Франшиза — отличный способ масштабировать бизнес, позволяющий собственнику бизнеса продавать свой опыт, упакованный в франшизное предложение. Покупатели франшизы рассматривают такой вариант, как инвестиции — собственник уже проработал все вопросы, показал все на бумаге и предоставил информацию для тиражирования бизнеса.
Франшизный бизнес хорошо работает в сфере общественного питания: вывеска, оформление зала, концепция предприятия, меню, в ряде случаев поставка продуктов, которые невозможно найти на рынке нового предприятия, финансовые модели, бизнес-планы. Все предельно просто — готовим «макароны по-флотски»: в кастрюле отварили макароны, в сковороде сделали мясной соус, смешали и подали в стильной посуде «а-ля тарелки дальневосточных рыбаков». Себестоимость порции 13 рублей.
Тарелку приносит официант в тельняшке и подаёт гостю, которые находится в «кают-компании сторожевого катера» и платит за порцию 250 рублей. Дальше — напитки, жевательные резинки, десерты и все то, на чем предприятие зарабатывает.
Каждое предприятие со своей изюминкой или без нее. Работы хватит всем. Не хочешь тельняшки — одевай официантов в другие костюмы, выбирай другую франшизу. С химчисткой этот номер не пройдёт.
Я закончил Московский Государственный Университет Пищевых производств, и на предмете «Технология и оборудование пищевых предприятий» уяснил для себя этот момент: важно создавать системы, не реагирующие на переменные вводные факторы, обеспечивая на выходе стабильный уровень качества и соответствие стандартам, предъявляемым к продукции
Например. Ключевая задача одного из руководителей химчистки, читающего мой блог — создание поточной линии стирки и аквачистки курток. В этой работе Владимир стремится создать программы стирки и технологические карты так, чтобы они не были никоим образом привязаны к каким-либо дополнительным навыкам операторов.
Четкая, эффективная и понятная последовательность действий с использованием профессиональных препаратов, простых операций и доступного оборудования.
Имиджевая составляющая химчистки — профессионализм каждого сотрудника, умение доносить ценность предоставляемой услуги, искренняя заинтересованность всей команды в развитии предприятия.
Однажды мне предложили оценить качество франшизного пакета. Я ознакомился с информацией и позвонил в один из приёмных пунктов «франшизодателя». На звонок ответили со второго раза и 9 гудка, коротко и по-военному сказали «Да!». Я попросил заехать за моими вещами ко мне домой, т. к. некогда ехать в химчистку. На это мне ответили чуть ли не: «А шнурки не погладить?!»
Я задал несколько вопросов об экологичности химчистки, т. к. в маркетинговом пакете была информация о том, что в химчистке @#@#$$ применяется экологически чистая технология химчистки
В 95% случаев именно такой имидж предлагается тиражировать по франшизе. Лень, хамство, незнание материала и нежелание вникнуть в проблемы клиента.
Хуже такого искреннего отсутствии имиджа может быть только фальшивое дружелюбие и «скриптовая доброжелательность». Когда с тобой вроде бы разговаривает человек, но говорит он как робот. Потому что он заучил правила и алгоритмы, и как только проблема выходит за рамки «скрипта администратора химчистки», вы сталкиваетесь с полным непониманием ситуации, зачастую хамством и абсурдом. В лучшем случае вас отправят писать заявление директору. Да, мера эффективная и правильная, но в современном мире выживают те, кто решает вопросы, а не разводит бюрократию.
Я видел хорошие скрипты для персонала химчистки, но этому стоит посвятить отдельную публикацию.
Франшиза химчистки должна обеспечивать франчайзи исчерпывающей информацией по финансам и операционным затратам. Грош цена франшизе без внятной финансовой модели, в которой вы сможете оперативно в два клика понять и отрегулировать основные показатели вашего бизнеса.
Если в франшизном предложении нет операционных форм отчета и отсутствуют такие «непонятные буквы» как CPC, LTV, ROI, CPO, CPS, CPA — это не франшиза, а коробка от франшизы. Такая франшиза не даст вам ничего, кроме головной боли.
Пока готовится материал о, возможно, самом актуальном по состоянию на 2017 год, варианте франшизы химчистки, обязательно посмотрите фильм «The Founder»/»Основатель», 2016. В этом фильме очень понятно и наглядно рассказана история самой популярной, на мой взгляд, франшизы — сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс». Приятного просмотра! Пишите в комментариях ваши мысли и мнения по поводу этого фильма.